Страница 2 из 2 К основным нагрузкам при сдвиге относятся: собственный вес покрытия; воздействия от совместной работы покрытия с каркасом, если такая совместная работа предполагается; воздействия, вызванные разностью температур. Дополнительные нагрузки при сдвиге: воздействия, вызванные совместной работой с каркасом, если в конструкции предусмотрены дополнительные элементы жесткости (например, ветровые связи) н при проектировании каркаса совместная работа ие учитывалась; воздействия, вызванные мембранной работой покрытия (например, в результате прогиба металлического листа от ветровой нагрузки удлиняется нейтральная ось).
Основными нагрузками при растяжении являются силы, вызванные ветровым отсосом, дополнительными — воздействия, возникающие при опирании покрытия на элементы каркаса (рис. 3.1). Прогибающееся покрытие опирается на прогон в точках А (при отсосе) или В (при давлении). Дополнительные моменты защемления покрытия обусловливают дополнительные растягивающие усилия соединительных элементах, значения которых зависят от следующих параметров:
гибкости покрытия; податливости покрытия в сечении вблизи стержня; диаметра и жесткости шайбы под головкой; расстояния от оси соединительного элемента до точки А или В;
размещения соединительного элемента относительно стенки-балки профилированного настила; кручения опор. Чтобы избежать учета дополнительных сдвигающих нагрузок в случае главных и промежуточных соединений, перемещение при разрушении соединения должно превышать 3 мм при малой деформации отверстия в элементе каркаса. Если разрушающая нагрузка достигается при меньшем перемещении, то усилие, соответствующее перемещению в 3 мм, должно быть равно по меньшей мере несущей способности (рис. 3.2). Приведенные требования должны удовлетворяться для наиболее неблагоприятного сочетания толщины и прочности в пределах допусков стального листа и соединительного элемента. Поэтому типичная несущая способность, соответствующая форме разрушения при небольших перемещениях, должна быть соответственно больше типичной несущей способности, определенной для формы разрушения при больших перемещениях (в работе [37] достаточным считается 30 %). В растянутых соединительных элементах требуемое перемещение также должно быть более 3 мм. Экспериментально подтверждено, что требование удовлетворяется, если:
толщина стального листа менее 1,5 мм; предел текучести стального листа более 240 МПа; разность ширины полки (пояса) закрепляемого профилированного иастила и диаметра головки соединительного элемента или шайбы более 14 мм; типичная несущая способность соединительного элемента или его закрепления достаточная.
Как и в предыдущем случае, типичная несущая способность, соответствующая форме разрушения при малом перемещении, должна на 30 % превышать типичную несущую способность при достаточном перемещении. Кроме того, деформации не должны привести к нарушению непроницаемости покрытия либо к потере конструкцией эстетичного вида.
Информацию о несущей способности различных соединений можно получить на основании испытаний, проведенных по рекомендациям [391. Для предотвращения среза заклепок или самонарезающих вин-то!з соединение проектируют так, чтобы их типичная несущая способность на срез, полученная при проведенных в соответствии с рекомендациями 1391 испытаниях, ие менее чем в 1,5 раза превышала минимальную расчетную несущую способность, определенную по формулам табл. 3.1 и 3.2.
Для предотаращения среза болтов их расчетная несущая способность, определенная по табл. 3.1, не менее чем на 25 % должна превышать минимальную расчетную несущую способность, определенную по формулам табл. 3.1 и 3.2 для остальных форм раз-РУгаеиия.
Соединения с самоиарезающими винтами, подвергающиеся растяжению, проектируют с типичной несущей способностью на
|