Страница 1 из 2 Методика обследования аварий Основой для выявления и установления технических причин аварии является тщательный детальный осмотр обрушившихся и поврежденных конструкций, который сопровождается обследованием положения и состояния конструкций и детальным изучением проектной документации. При осмотре обрушившихся конструкций устанавливается характер повреждений, выявляется, какие повреждения имели место до обрушения и какие в результате обвалов (по изломам, трещинам, коррозии). При наличии искривления стержней очень важно установить по взаимному расположению обрушившихся конструкций, произошла ли потеря устойчивости в процессе эксплуатации конструкций (которая, возможно, и была одной из причин аварии) или же явилась следствием падения одних конструкций на другие. Визуальный осмотр должен сопровождаться фотоснимками, эскизными зарисовками, описаниями, а в необходимых случаях инструментальными измерениями и геометрическими схемами. Тщательно осматриваются все доступные для осмотра места изломов, по их виду определяют характер разрушения. Измеряют фактические размеры сечений, главным образом в поврежденных местах, и сопоставляют их с расчетными, делают необходимые обмеры конструкций. Устанавливается, из каких мест и в каком количестве следует отобрать и вырезать элементы для лабораторных работ по исследованию физико-механических свойств металла и сварных швов. Если авария произошла при низкой отрицательной температуре, надо обязательно испытать металл на ударную вязкость.
Если есть опасения, что конструкции были выполнены из сварочного железа, необходимо проверить на свариваемость и расслоение (отдирание слоев). Устанавливаются фактический вес конструкций и фактическая полезная нагрузка, действовавшая в момент аварии (собственный вес покрытия, снег, льдообразование, производственная пыль). По данным метеорологической станции устанавливаются температура наружного воздуха, направление и скорость ветра при обрушении. Устанавливается влияние внешних факторов на вес, влажность и другие свойства материалов конструкции. Все наблюдения при осмотре обрушившихся конструкций заносятся в специальный журнал наблюдений. Предварительно все конструкции паспортизуются. Каждый доступный для осмотра элемент конструкции должен быть тщательно осмотрен и освидетельствован.
Шаблона в проведении осмотра и освидетельствования быть не может. Методика обследования индивидуальна и зависит как от вида сооружения, конструкции, так и от характера и масштаба происшедшей аварии.
Следует очень тщательно осмотреть и сохранившиеся без повреждения конструкции и части сооружения, сравнить их с проектом и попытаться выяснить, почему авария произошла именно в данном месте.
Комиссия на первом этапе своей работы должна также установить порядок отсоединения и разборки поврежденных конструкций, разборки завалов, дать решение по временному усилению пришедших в аварийное состояние конструкций и их элементов, чтобы предотвратить дальнейшее обрушение. Устаналивается перечень и объем дополнительных обмеров и обследований, которые могут быть сделаны только после расчистки завалов. Иногда по взаимному расположению конструкций при обрушении можно выяснить или уточнить причину аварии Поэтому только после всестороннего и тщательного осмотра и фиксации обрушения можно дать разрешение на разборку и ликвидацию последствий аварий.
Результаты первой части работы комиссии оформляются специальным документом — протоколом № 1 фиксации состава, характера и обстоятельств аварии (составляется не менее чем в трех экземплярах с необходимыми приложениями).
Правильно и подробно составленные первичные акты-фиксации значительно облегчают работу технической комиссии по расследованию и установлению причин аварии. Если авария вызвана вполне очевидной причиной и никаких дополнительных исследований не требуется, то комиссия первую (фиксация состава, характера и обстоятельств аварии) и вторую (установление причин аварии) части работы может объединить вместе и оформить одним протоколом.
В протоколе № 1 указываются объект аварии и краткая его характеристика, дается описание конструкций, указываются проектные и монтажные организации, выполнявшие нулевой цикл и монтаж металлических конструкций, сроки начала строительства и ввода сооружения в эксплуатацию, в какое время года выполнялись сварные работы и монтаж конструкций и т. д. Приводятся номера чертежей, перечень изменений и отступлений от проекта, дата выпуска проекта.
В сведениях об аварии описывается картина и характеристика обрушения (аварии), указываются время, метеорологические данные, предполагаемый (или уже установленный) процесс обрушения, все замеченные дефекты в изготовлении элементов, конструкций, неправильности эксплуатации и т. д.
Протоколируются указания комиссии по проведению необходимых исследований, отсоединению поврежденных, повисших частей конструкций и разборке завала. Указывается, какие следует произвести дополнительные расчеты по проверке прочности, жесткости и устойчивости конструкций, если есть необходимость, то и расчеты динамические и на усталостную прочность. К протоколу прилагаются фотографии, зарисовки и другие документы.
Для установления причин аварий должна быть тщательно изучена вся проектная и техническая документация. Выявляют соответствие проектной расчетной схемы сооружения фактической. Довольно распространены случаи, когда принятое в проекте шарнирное крепление в натуре заменяется жестким и наоборот. Чертежи стадии КМ не всегда соответствуют чертежам КМД особенно если они выполнялись различными проектными организациями.
Тщательно должны быть проверены соответствие сечений, предусмотренных в проекте и принятых в натуре, размеры и количество заклепок и болтов, длины и сечения сварных швов и т. д. При осмотре разрушенных конструкций следует обращать внимание на наличие в металле линий текучести (Людерса—Чернова), на состояние отверстий под болты и заклепки, у трещин — их возраст по краске и ржавчине. Сопоставляют показания очевидцев аварии и непосредственных руководителей работ.
Необходимо тщательно проверить, не было ли отступлений от СНиПа, ТУ, от проекта производства работ, правильно ли соблюдалась последовательность ведения строительных и монтажных работ. Отступление от ППР — одна из распространенных причин аварий. Применение экономичных типовых решений в конструкциях требует повышенной культуры производства строительно-монтажных работ и тщательной проработки проектов организации работ, что, к сожалению, не всегда имеет место, а проект, естественно, не должен учитывать возможность нарушения технических условий на выполнение строительно-монтажных работ. Одним из самых распространенных дефектов, допущенных при монтаже и трудно обнаруживаемых при аварии, является отклонение верха осей колонн от вертикали, в результате при монтаже ферм и покрытий их приходится подтягивать. Распространены случаи недостаточного опирания сборных железобетонных плит на фермы, что также является следствием дефектов монтажа.
Все обнаруженные несоответствия фактически выполненных конструкций их проектным решениям, равно как и отступления от ПОР и ППР, заносятся в специальный журнал. Устанавливается количественная оценка влияния допущенных отступлений на несущую способность конструкций. Эта оценка в ряде случаев должна производиться при помощи лабораторных испытаний прочности отдельных узлов, элементов соединений и т. п. Выявляется правильность проектного решения обрушившейся или аварийной конструкции и достаточность ее несущей способности в двух вариантах: при действии проектных нагрузок (первый вариант расчета) и при действии фактических нагрузок, имевших место в момент аварии (второй вариант).
Проведение лабораторных исследований для определения физико-механических свойств материала конструкций при всех авариях следует признать обязательным. Образцы берутся из разрушенных элементов и других мест конструкции, ослабление которых при взятии образцов не может уменьшить прочности конструкции. Такими местами могут быть, например, в стержневых системах из уголковых профилей полки уголков, перпендикулярные к приваренным на концах стержней у косынок и т. п. Желательно определять все физико-механические характеристики; минимальными же, подлежащими определению, являются: предел прочности стпч и величина относительного удлинения при разрыве (в %); в конструкциях, работающих на ударную и знакопеременную нагрузки и при отрицательных температурах, — еще и величина ударной (удельной) вязкости ак кГм/см2; желательно также иметь данные по испытанию на загиб в холодном состоянии — до 180° и т. д.
|