Металлические конструкции. Аварии и безопасность.

Главное меню
Главная
Причины аварий
Классификация
Предупреждение
Партнеры
Контакты
Поиск
Профнастил
Аварии жилых домов
Крушения зданий
Металлография
Металлы и сплавы
Металлургия магния
Оборудование
Металлы
Главная

Методика изучения аварий

Печать

 

Методика изучения аварий и повреждений конструкций

 
 
Учет и изучение технических причин аварий и повреждений строительных конструкций необходим для предотвращения повторения аварий в будущем. Вместе с тем отсутствие у отдельных лиц и организаций заинтересованности в правильной, беспристрастной регистрации случаев аварий, иногда желание скрыть или исказить истинные причины их возникновения —в значительной мере тормозят эту работу, которая в общем достаточно хорошо у нас поставлена. Каждая авария является тяжелым, но наглядным уроком для строителей и проектировщиков. Достаточно вспомнить хотя бы, сколько материала для исследований дала авария моста через р. Бирс. Аварию сооружения, построенного в 1891 г. выдающимся строителем и теоретиком Густавом Эйлером, на протяжении многих десятилетий изучали такие выдающиеся ученые, как Энгессер, Риттер, Ясинский, Тетмайер, Патон, Дмитриев и др.

Было бы неправильно изучение аварий и повреждений сконцентрировать только на современных сооружениях, основываясь на том, что нормальный срок службы стальных конструкций (их не столько физический, сколько моральный износ) в связи с бурным развитием техники наступит довольно быстро. Жизнь показывает, что до настоящего времени благополучно эксплуатируются многие старые металлоконструкции. При соответствующей реконструкции и усилении конструкций и сооружений, при правильной и умелой их эксплуатации срок службы металлических конструкций исчисляется многими десятилетиями. В старых конструкциях встречаются запутанные статические схемы, неправильная расстановка связей жесткости и т. д. Цеховые постройки характерны наличием сквозных арочных ферм с криволинейными поясами; колонны сквозные ступенчатой формы шарнирно соединены со стропильными фермами. Сооружения, построенные в СССР в годы первых пятилеток, отвечают теоретическому подходу расчленения конструкций на статически определимые системы: поперечные конструкции решены в виде гибких рам с шарнирным соединением колонн и ригелей с качающимися средними стойками.

Для советской конструкторской школы более позднего времени характерны жесткие поперечные рамы одноэтажных промышленных зданий с защемленными у основания колоннами. В продольном направлении конструкции также жестко связаны между собой.

Современные промышленные и гражданские здания и сооружения— сварные. За последние 10 лет удельный вес сварных конструкций достиг 99%- Проектирование и разработка новых металлических конструкций, наряду с совершенствованием старых, велись в направлениях: рационального перераспределения усилий в конструкциях, регулирования в них напряжений, лучшего использования механических свойств металла при его работе на растяжение, использования пластических свойств металлов, создания пространственных систем, применения конструкций из разных марок стали, а также из сталей повышенной прочности. В проектируемых конструкциях настоящего времени металлический каркас сочетается с легкой кровлей; применение тяжелой кровли ограничивается.

Экспериментальные исследования показали возможность использования в ближайшие годы в строительстве сталей с пределом текучести ат = 35-ь40 кГ/мм2, а упрочненной термическим путем — до 0т = 40 -f- 75 кГ/мм2. Важное место отводится исследованиям в области сварных конструкций: изучению факторов, влияющих на их хладноломкость, созданию расчетной методики оценки хладноломкости, выработке основных критериев по выбору марок стали, главным образом для конструкций, предназначенных для эксплуатации при низких температурах. Широкое развитие получают вантовые и предварительно напряженные металлические конструкции, конструкции с растянутыми поверхностями, сочетание в одной конструкции ограждающих и несущих функций, переход от двухмерной к трехмерной конструктивной форме.

С возникновением метода исследования работы конструкций на моделях проектировщик получил мощное вспомогательное средство для достижения надежности и экономичности сооружения и технической диагностики. Однако случаи аварий и повреждений конструкций вообще и металлических в частности и особенно повторяемость аварий не могут не вызвать тревоги.

Известно, что за последнее десятилетие в отечественной и зарубежной практике (по материалам Проектстальконструкции) зарегистрировано около 90 случаев хрупкого разрушения сосудов, резервуаров, мостов, промышленных зданий, трубопроводов и других сооружений. В СССР имели место явления хрупкого разрушения в резервуарах, стропильных фермах, эстакадах и др. При исследованиях различных аварий вскрывается в отдельных случаях общность причин.

 
« Пред.   След. »
Новости металлургии