Страница 2 из 2 ПримерИнтересный случай аварии, выявленной при обследовании заводов Приднепровья (оно проводилось кафедрой конструкций Днепропетровского инженерно-строительного института) рассмотрен в статье. В мартеновском цехе завода им. К. Либкнехта: пояс подкрановой балки отделился от стенки почти на половине' пролета. При смещении рельса с оси подкрановой балки, что практически бывает довольно часто, появились в швах верхнего пояса трещины, которые постепенно соединились между собой. К аварии: может привести также неправильная последовательность наложения сварных швов при изготовлении конструкций и при их усилении. Случай аварии сварных подкрановых балок, происшедший в период окончания строительства, описан в. Сварка производилась в декабре, помещение не отапливалось. Температура цеха была примерно такой же, как и наружного воздуха. При сварке в рельсе возникли растягивающие напряжения, а в полке балки — сжимающие. Неудачная конструкция прикрепления балок кранового рельса препятствовала свободному перемещению балок вдоль цеха. Растягивающие деформации в рельсе сложились с уже имевшимися растягивающими деформациями от сварки, и произошел разрыв рельсов по стыкам. Наиболее часто встречающиеся дефекты, приводящие к преждевременному расстройству и выходу из строя подкрановых балок, могут быть сформулированы в соответствии с: продольные трещины в стенке под поясным швом и в шве крепления верхнего пояса к стенке; трещины под короткими ребрами жесткости (петушками) и в местах обрыва горизонтальных листов нижнего пояса; отрыв тормозных ферм от поясов балок; в прокатных балках, усиленных полосой или швеллером, приваренными к верхнему поясу, лопаются швы, прикрепляющие эти элементы усиления; в клепаных балках — расстройство, срез и отрыв головок заклепок, прикрепляющих поясные уголки к стенке и горизонтальные листы верхнего пояса; трещины в местах перехода закруглений на полку уголков, расстройства заклепок в стыках, расположенных в середине неразрезных балок; расстройства и трещины в опорных деталях, в деталях крепления балки к колоннам и в креплении рельсов к поясам балок. |
Исследования МИСИ показали, что в ряде случаев перегрузка катками крана достигает двукратной величины ее нормативного значения (по СНиП перегрузка учитывается коэффициентом л=1,5). С целью увеличения надежности подкрановых конструкций необходимо большее внимание уделять разработке мероприятий по повышению их выносливости при знакопеременных напряжениях. Вопрос о типе сечения подкрановых балок окончательно не решен. Наилучшей формой сечения для сварных подкрановых балок автор статьи считает одностенчатое двутавровое из трех листов с более частой расстановкой ребер жесткости. Крепления разрезных балок к колоннам бесспорно необходимо проектировать гибкими.
|